Российский экспорт. Товары. Алмаз – это навсегда (Diamond is forever)


Исторически так сложилось, что с древности и до 17-18 веков крупнейшим и единственным производителем и экспортером алмазов была Индия: уже в 200 г. до н.э. она продавала драгоценные камни в Китай. В России первый алмаз был добыт в 1827 году в Пермском крае.


Впоследствии алмазы регулярно находили при промывке золотоплатиновых россыпей на обширной территории восточного и западного склонов Среднего и Южного Урала. Количество было незначительным, поэтому царская Россия алмазы импортировала, и о вывозе речи не шло.


После 1917 года молодое советское государство тоже не экспортировало алмазы. Однако появившиеся на мировом рынке экспроприированные у «эксплуататорских классов» царской России бриллианты, ввиду чудовищного количества, сумели обрушить цены, и вызвать беспокойство у крупных игроков. Часть конфиската перевозилась в Европу контрабандой, и демпинг наносил серьезный ущерб всем участникам алмазно-бриллиантового рынка.


В 1921 году для упорядочения экспорта золота и бриллиантов полпредом Советской России в Великобритании Леонидом Красиным было создано «Советско-Южноафриканское смешанное торговое общество». Весьма говорящее название, учитывая, что в это время единственным стратегическим партнером в Южно-Африканском Союзе, с которым России имело смысл работать в плане экспорта бриллиантов, была De Beers. Выручка от внешнеторговых операций с бриллиантами только в 1921 году составила 7 млн золотых рублей и была второй по величине после торговли антиквариантом.


История экспорта алмазного сырья Советским Союзом с 1946 по 1957 год не написана и по ряду причин вряд ли когда-нибудь будет обнародована. В послевоенные годы добычу золота, платины и алмазов контролировало Специальное главное управление (Главспеццветмет) МВД СССР. В состав Главспеццветмета входил трест «Уралалмаз», образованный в сентябре 1946 года. Объем добычи «Уралалмаза» в 40-е и 50-е годы был небольшим – от 10 до 30 тыс. каратов в год, но не меньше трети добываемых алмазов имели массу более 2 каратов при превосходном ювелирном качестве. Вопрос, где и как использовались алмазы Урала, при полном отсутствии в СССР производства алмазного инструмента и гранильной отрасли до 1958 и 1961 гг. соответственно, остается открытым. Предположение о многолетнем экспорте при участии «Де Бирс» – всего лишь гипотеза, документальных подтверждений этому не существует.


В 1954 году было открыто первое в Западной Якутии коренное месторождение алмазов – трубка «Зарница», затем в 1955 «Мир» и «Удачная», и еще 18 месторождений.

В октябре 1959 года продажа партии сырых алмазов объемом 13 000 каратов положила начало официальному торговому сотрудничеству между Советским Союзом и De Beers. В 1960 году был подписан договор, включавший два принципиальных момента: СССР лишался права самостоятельного выхода на рынок, De Beers обязывалась закупать все советские алмазы, предназначенные для экспорта. Таким образом, СССР был интегрирован в одноканальную систему мирового алмазного рынка в качестве пассивного продавца, не обладающего никакими реальными возможностями влиять на цены, а следовательно, не имеющего рычагов управления рынком. Сотрудничество до 1990 г. строилось на основе соглашений, которые заключались каждые 3 года.

В советские времена добычей якутских алмазов занималось предприятие «Якуталмаз». Его правопреемником в 1992 стала акционерная компания «АЛРОСА» с государственным пакетом акций.

Сегодня Россия является лидером в производстве алмазов ювелирного качества на основе веса в каратах и удерживает первую позицию более десяти лет.


Российские запасы алмазов разрабатываются компанией АЛРОСА, которая в 2018 году продала алмазов 38,1 млн карат на 4,5 млрд долларов.

Весь российский экспорт необработанных алмазов в 2018 году составил 44,7 млн карат – первое место в мире и 30% от мировой добычи. Крупнейшим покупателем российских алмазов является Бельгия (в Антверпене находятся крупнейшие мировые алмазные биржи).


Лидером по стоимости добытых алмазов по-прежнему является южно-африканская компания De Beers – $5,8 млрд.



Таможенный тариф в 1941-1945 гг.


В годы войны экономика страны работала на нужды фронта. Не была исключением и внешняя торговля, разделившаяся на два основных направления – поставки по программе помощи в рамках программ взаимопомощи стран антигитлеровской коалиции и коммерческий товарооборот.



Основными направлениями работы таможенных учреждений в военное время стали: контроль над пропуском грузов в страну из Англии, Канады, США и других союзных и нейтральных стран, а также по линии Международного красного Креста, проверка наземного, морского, авиационного транспорта и его экипажей, промышленного оборудования и т.д.


Экспортировались лесоматериалы, целлюлоза, асбест, лен, магнезит, смола, хлопок, руда, шерсть, пушнина и другие товары. Импортировались продовольствие, скот и другие товары из Монголии, Тувы, Китая, государств Юго-Восточной Азии, дефицитные товары закупались в нейтральных странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки. Грузы, следовавшие в адрес советских организаций, пропускались таможнями по минимальным ставкам. К грузам для дипломатического корпуса, консульских учреждений, организаций-концессионеров, а также в отношении посылок на имя личных адресатов и багажа применялись максимальные ставки таможенного тарифа.


Помимо вооружения, боеприпасов и воинского снаряжения, в список беспошлинных грузов входили: медикаменты, медицинские инструменты, приборы и аппараты, госпитальное оборудование, оборудование для медицинских кабинетов, предметы санитарии и гигиены, протезы, продовольствие, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.


Борьба с контрабандой в годы войны оставалась важным направлением деятельности таможенных органов. За все виды контрабанды была предусмотрена уголовная ответственность.

В последние годы Великой Отечественной войны таможенный контроль и оформление поставок по ленд-лизу продолжали оставаться основным направлением деятельности таможенных органов. Это объясняется увеличением поставок по ленд-лизу: больше семидесяти процентов поставок в СССР было осуществлено в завершающий период войны. Основную долю импорта составляли: военная техника, медикаменты, паровозы, промышленное оборудование, продовольствие, жидкое топливо, металл, электростанции, зерно, автомашины, покрытие для взлетно-посадочных полос.


Через Тихий океан шел поток поставок из СССР: марганец, цветные и редкоземельные металлы, золото, сырье для военной промышленности союзников. Так, в рамках программы обратного ленд-лиза СССР экспортировал в США 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину и другие товары.


В 1944 – 1945 годах специфику таможенной деятельности составляли таможенный контроль и оформление трофейных и репарационных грузов.


После подписания 19 сентября 1944 года Соглашения о перемирии между Финляндией и СССР Финляндия приступила к выплатам репараций в пользу СССР товарами (лесные материалы, бумага, целлюлоза, морские и речные суда, различное машинное оборудование и другие товары); ценностями и материалами, всяким другим имуществом, вывезенным с территории Советского Союза во время войны.


К военным репарациям вскоре добавились экспортно-импортные грузы, поставляемые из Финляндии в СССР и в обратном направлении на основе коммерческой торговли.





Таможенный тариф в условиях развитого социализма.


В 1961 году ввели в действие новый Таможенный тариф СССР, который учитывал изменения, происшедшие в послевоенный период в практике мировой торговли, а также новые взаимоотношения между странами – участницами Совета экономической взаимопомощи.


Минимальные ставки пошлин, предусмотренные в тарифе, применялись к товарам (если не был предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящим или ввозимым из стран, которые применяют к советским товарам наиболее благоприятствующий режим, а максимальные ставки пошлин – к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые этого режима к советским товарам не применяют.


В 1964 году был принят Таможенный кодекс СССР, который действовал до 1991 года. Управление таможенным делом осуществлялось через Главное таможенное управление, которое входило в состав Министерства внешней торговли.

Таможенные учреждения СССР осуществляли контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершали таможенные операции и вели борьбу с нарушениями таможенных правил и контрабандой.


Грузы пропускались через государственную границу СССР в соответствии с законодательством о государственной монополии внешней торговли и положениями Кодекса.


Время прибытия в места расположения таможенных учреждений транспортных средств и продолжительность стоянки устанавливались соответственно Министерством морского флота, Министерством путей сообщения, Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР и органами союзных республик с учетом необходимого для осуществления таможенного контроля времени, определяемого по согласованию с Министерством внешней торговли.


Таможенные учреждения производили досмотр грузов для установления законности их перемещения через государственную границу СССР, определения тарифного наименования, цены, количества и в подлежащих случаях качества.


Таможенные пошлины определялись тарифами, утверждаемыми Советом Министров СССР. Таможенная пошлина исчислялась на основании таможенного тарифа, действующего в день платежа пошлины или в день выпуска груза таможенным учреждением, в зависимости от того, какой из указанных сроков предшествует другому. Ценой для исчисления таможенной пошлины признавалась нормальная оптовая цена товара в месте его происхождения или производства с прибавлением издержек по упаковке, страхованию, перевозке, комиссии, вывозных пошлин и других подобных расходов, необходимых для покупки и подвоза товара к границе СССР (цена сиф-порт или франко-граница СССР). От уплаты таможенной пошлины освобождались:


грузы, оказавшиеся вследствие повреждения непригодными к употреблению н;


грузы, погибшие при перевозке из одного таможенного учреждения в другое, а также во время выгрузки или хранения в таможенных складах;


предметы иностранного происхождения, разрешенные к условно-беспошлинному ввозу в пределы СССР с целью их переработки в изделия или окончательной отделки их для обратного вывоза в виде изделий за границу;


привозимые обратно из-за границы произведения почвы и промышленности СССР;

привозимые обратно из-за границы предметы иностранного происхождения, оплаченные пошлиной при первоначальном ввозе и вывезенные временно за границу;


предметы иностранного происхождения, ввозимые временно с разрешения Главного таможенного управления при условии обратного вывоза их из пределов СССР ;


грузы, вывозимые обратно за границу, если транспортной организацией будет представлено доказательство того, что груз ошибочно ввезен в СССР,

грузы, предназначенные для научных и учебных целей, поступающие в адреса учебных заведений, научных и научно-исследовательских учреждений;


предметы судового снабжения и снаряжения, закупленные за границей для судов, плавающих под флагом СССР, в тех случаях, когда эта закупка вызвана постигшей судно аварией, лишившей его возможности безопасного плавания; запас продовольствия, расходуемого согласно правилам, утверждаемым Министерством морского флота, а также закупленные за границей предметы оборудования и материалы, необходимые для эксплуатации воздушных судов СССР, если эта закупка вызвана аварией, вынужденной посадкой или поломкой воздушных судов за границей.


В 1981 году был принят новый Таможенный тариф СССР, который ужесточил валютный контроль. С небольшими изменениями Таможенный кодекс 1964 года просуществовал до 1991 года.